Интернет-странички Лолиты Волковой



Маркетинг, менеджмент и все, что вокруг них
 




Главная страница

Консалтинг

Программы обучения

Статьи

Полезные схемы

Бизнес-шпаргалки

Словари

Полезные ссылки и подборки

Форум

Гостевая книга

Мой блог в ЖЖ





Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Besucherzahler singles
счетчик посещений





МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ В БИЗНЕС-ШКОЛЕ


Смотрите также: бизнес-шпаргалки...>>
Подборки материалов по темам и ссылки на полезные сайты ...>>


1. Виды выпускных квалификационных работ

Выпускная квалификационная работа (ВКР) — завершающая самостоятельная работа, которую пишут и защищают выпускники бизнес-школ.

Требования к (ВКР) в разных бизнес-школах различаются: где-то требуется больше практики, а где-то упор делается на теорию. Во многих бизнес-школах на основе ВКР делают вывод: стоит ли рекомендовать слушателя в аспирантуру.

С позиции слушателей качество работы над ВКР может существенно различаться:

  • пишу ВКР, чтобы "отделаться" и получить диплом/свидетельство
  • пишу ВКР как кусок работы, которую и так нужно делать в силу своих должностных обязанностей
    или
  • у меня есть полный доступ к материалам о деятельности своей фирмы и я знаю, что оттуда можно использовать в ВКР
  • доступа к нужной информации о фирме у меня нет, а руководство отказывается эту информацию предоставить

Отличия есть и с позиции преподавателей:

  • В некоторых бизнес-школах структура ВКР определяется приверженностью профессуры к структуре диссертаций — привычно и хорошо методически отработано: "вы должны показать, что умеете работать с литературой, искать информацию, обрабатывать ее и делать выводы".
  • Другие стараются "внести креатив" или следовать методикам западных бизнес-школ — тогда требования к ВКР сменяются на более прикладные и "компетентностные": "а покажите-ка нам, как вы усвоили методы анализа, маркетинга, стратегий, оценки бизнеса...".

Соответственно, качество и наполнение ВКР довольно существенно различаются. Но условно их можно разделить на 4 типа:

  • Тип 0 — "что бы ни делать, лишь бы ничего не делать" — у студентов встречается довольно часто, а в бизнес-школе это редкость, поскольку люди сюда приходят действительно учиться, получать знания и навыки, которые нужны им для карьеры. Поэтому я не буду рассматривать этот тип ВКР. Те, кого жизненные обстоятельства (лень, некогда, командировка, ребенок, весна, любовь, болезнь, плохой начальник, смена работы и т.д.) вынуждают идти по этому пути, полагаю, сами сумеют справиться с созданием ВКР, а вот защитить или нет такую работу — дело конкретной комиссии, где работа будет защищаться.
  • Тип А — академический. Структура ВКР и процедуры работы над ней очень походят на процесс работы над кандидатской диссертацией. Требования именно к этому типу ВКР обычно предъявляются бизнес-школами при вузах. Поэтмоу мои рекомендации по этому типу работ могут быть использованы не только слушателями бизнес-школ, но также аспирантами и струдентами-дипломниками экономических специальностей.
  • Тип B — прикладная работа. ВКР пишется как чисто практическая работа, в которой слушатели должны показать, насколько хорошо они освоили методы и модели, изученные в бизнес-школе. Если слушатель — владелец или топ-менеджер фирмы, то найти материалы для написания работ им несложно. Если же слушатель работает в должности специалиста или менеджера нижнего уровня, то у него могут возникнуть проблемы с подбором информации для работы. В этом случае следует подбирать более общие темы (например, не фирма, а отрасль). Структуру работы обычно задает руководитель по согласованию со слушателем, но некоторые общие требования к ВКР все же имеются.
  • Тип C — смешанный тип. Это наиболее распространенный у нас тип ВКР — отчасти академическая, отчасти прикладная работа. Слушатель должен продемонстрировать как свое умение работать с литературой и теорией, так и свои навыки использования методов и моделей. Структура работы обычно похожа на работы типа А, а вот наполнение оказывается более прикладным.

Ниже я привожу общие требования к любым ВКР, а также показываю специфику работ типов А, В, и С — выбирайте то, что ближе вам и требованиям вашей бизнес-школы.

2. Общие требования к ВКР

Формулировка темы ВКР

Примерные темы ВКР обычно выдаются всем слушателям бизнес-школы.

Как правило, вы можете выбрать для себя и любую другую тему, если она соответствует вашей специальности (так, финансисту вряд ли стоит брать тему "Разработка рекламной кампании", но можно взять тему "Анализ инвестиций в рекламу")

Отнеситесь очень серьезно к выбору темы, поскольку это может повлиять не только на процесс написания ВКР, но и на вашу будущую карьеру — тема ВКР как правило вписывается в ваш диплом, сертификат или свидетельство об окончании бизнес-школы. Попробуйте представить, как бы вы отнеслись к такой теме на месте вашего нынешнего или будущего работодателя? Ваша тема ВКР будет вашим конкурентным преимуществом или недостатком? Позволит ли вам сделать карьеру или помешает?

Структура ВКР

Обычно ВКР составляет от 50 до 70 страниц машинописного текста и включает:

  • Обложку (1 страница)
  • Содержание (1-2 страницы)
  • Введение (2-4 страницы)
  • Тексты глав (42-56 страниц в целом. Разбиваем на 3 главы, получается 14-18 страниц должно быть в среднем в одной главе. Если делать в каждой главе по 3 параграфа, то получается примерно по 4-6 страниц в одном параграфе)
  • Заключение (2-3 страницы)
  • Список литературы (1-3 страницы)
  • Приложения (если нужно. В общий объем страниц приложения не входят, т.е. у вас не примут работу, если в ней будет 20 страниц основного текста и 40 страниц приложений)

Скачать файл с шаблоном ВКР вы можете здесь...>

К этой работе могут прикладываться дополнительные документы (список их в разных бизнес-школах может не совпадать):
  • согласие руководства фирмы на использование в ВКР информации о работе фирмы — не обязательно
  • реферат (1 страница машинописного текста) — обязательно
  • задание на выполнение ВКР — обязательно
  • план выполнения ВКР с указанием дат планируемого и фактического сроков работы над отдельными частями ВКР — обязательно
  • отзыв руководителя — обязательно
  • отзыв(ы) сторонних рецензентов — по требованию бизнес-школы

Структура введения

Введение ВКР, как и у дипломных работ, обычно составляет 2-3 стр. и может включать:

  • актуальность темы — 1-1,5 стр. (требуется не везде)
  • предмет исследования,
  • объект исследования,
  • цели ВКР,
  • задачи ВКР,
  • методическая база ВКР (требуется не везде)
  • логика ВКР (требуется не везде)

В диссертациях к введению требования те же, однако объем гораздо больше. Актуальность темы, методическая база и логика обязательны. В целом введение в диссертации может составлять 10-13 страниц. В конце введения обычно добавляются пункты:

  • апробация (на каких конференциях, симпозиумах, открытых лекциях и т.д. докладывались результаты исследования)
  • публикации ("основные положения диссертации были опубликованы в Х работах общим объемом Y печ.л." [печ.л. — печатный лист, сейчас принято считать их в знаках: 1 печ.л.=40 тыс.знаков включая пробелы — количество знаков в вашей работе вы легко можете посмотреть, нажав в Ворде "Сервис/Статистика"]).
Актуальность темы

Актуальность темы — ее соответствие потребностям общества или вашей фирмы именно в этой теме.

Обычно актуальность пишется в трех аспектах:

  • актуальность с точки зрения темы ВКР
  • актуальность с точки зрения задач ВКР
  • актуальность с точки зрения полученных в ходе написания ВКР решений

На практике вместо актуальности некоторые слушатели дают во введении описание своей фирмы. Безусловно, некоторое представление о фирме во введении должно быть, но очень краткое (1 абзац):

Фирма ААА занимается ххх (производством/услугами/торговлей/строительством и т.д. того-то и того-то), работает на рынке yyy (география). В настоящее время она... успешно развивается/испытывает проблемы/выходит на новые рынки/выпускает новый продукт/ввязалась в конкурентные войны/ищет инвестора/размещает свои бумаги на IPO/переходит на новую систему мотивации персонала/внедряет CRM-систему... (указываете то, что явно нужно для раскрытия темы ВКР и понимания: почему выбранная вами тема действительно актуальна). Можно также указать возраст фирмы, форму собственности или другие данные, если они нужны для понимания актуальности или темы. Всю остальную информацию о фирме вы дадите в 1-й и/или 2-й главе.

Остальная часть текста про актуальность должна быть посвящена обоснованию: зачем обществу/вашей фирме нужно рассмотрение такой темы в целом, а затем в разрезе основных проблем (их лучше формулировать в соответствии с задачами ВКР). Можно упомянуть и о том, для чего могут быть использованы полученные в ходе написания ВКР результаты.

Объект, предмет, цели и задачи ВКР

Все эти сложные пункты очень доходчиво изложены в книге А.Марининой "Воющие псы одиночества":

Объект, Асенька, это круг изучаемых явлений, – говорил он, — а предмет — это связи и зависимости. Вот, к примеру, тема "Влияние приливов и отливов в Черном море на рождаемость мышей". Объектом исследований будут приливы, отливы и численность популяции грызунов, а предметом — то, как состояние одних объектов зависит от состояния других. Если переводить на понятный тебе язык математики, то объект — это значение показателя, а предмет — функция. Цель исследования — это конечный результат, задачи — это этапы, по которым ты движешься к цели, как по ступеням, поэтому задачи должны быть логически последовательны и необходимы для достижения цели. Именно необходимы, то есть лишних задач, которые либо не ведут к цели, либо дублируют другие задачи, быть не должно. Изящество научной работы состоит в том числе и в ее лаконичности, в ней не должно быть ненужного груза.

Другими словами:

  • объект — это "что/кто"
  • предмет — это связи, действия, процедуры, происходящие с объектом
  • цель — чего хотите добиться
  • задачи — каким путем будете идти к цели
Примеры описания объекта, предмета, целей и задач ВКР см. здесь...>>
Методическая база ВКР

Методической основой ВКР (а также дипломных работ и диссертаций по экономическим специальностям) в разных случаях могут быть источники литературы по теме ВКР:

  • работы классиков по теме ВКР
  • монографии по теме ВКР
  • учебники и учебные пособия
  • внутрифирменная информация (история фирмы, структура, должностные обязанности, данные для стратегического анализа и т.д.
  • статистическая информация общего характера (государственная и отраслевая статистика, статистика по странам и регионам и т.д.)
  • внутрифирменная статистика и экономические показатели работы фирмы, а также данные о долях рынка, отраслевой и внутрифирменной себестоимости, темпах роста рынка и т.д.
  • информация и статьи печатных СМИ (отраслевых и общеэкономических журналов и газет)
  • статьи и тезисы докладов различных конференций, симпозиумов и т.д.
  • информация различных сайтов (фирм, СМИ, личных страниц, блогов и т.д.) интернета
  • и другие источники информации.

Часто в раздел методической базы ВКР (и во всех диссертациях) включается пункт о методах, которые использовались при написании ВКР (иногда он выносится отдельным разделом):

  • общие методы исследований (напр., анализа и синтеза, диалектический, системного анализа, системного подхода и т.д.)
  • общеэкономические методы
  • экономико-математические методы
  • методы стратегического анализа
  • методы социологических исследований
  • методы маркетинговых исследований
  • методы финансового анализа
  • и другие методы, которые вы использовали в своей работе над ВКР.
Логика ВКР

Логика ВКР (а также дипломных работ и диссертаций) — описание структуры работы и ее кратное обоснование (обычно от 1-3 абзацев в ВКР до 2-3 страниц в диссертации).

Например:

"Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются вопросы... Во второй главе проводится анализ... Третья глава посвящена разработке..."

Естественно, в этом перечислении должна наблюдаться логика и преемственность рассматриваемых вопросов. Так, если вы о первой главе пишите "Рассматриваются вопросы конкурентоспособности парикмахерской", то негоже в во второй главе писать "Исследуется рынок стиральных порошков", а в третьей "Разрабатывается финансовый план сталелитейной компании".


Страница не закончена. На днях выложу остальные пункты — что должно быть в главах и как организовать процесс работы над ВКР, как работать с литературой и как оформлять ВКР.


Источник: Волкова Л. Методика написания выпускных квалификационных работ в бизнес-школе// http://m-arket.narod.ru/MIPK/VKR.html






Страница создана 18 апреля 2009 г. 
Дополнена 6 мая 2009 г.





Сегодня

website clock часы на сайт


Новинки бизнес-литературы



На сайте M-arket
читайте также:


Cтатьи и обзоры




© 2009, Лолита Волкова


Найти: на m-arket.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

BOOKLAND.RU - система поиска книг



Hosted by uCoz