Интернет-странички Лолиты Волковой



Маркетинг, менеджмент и все, что вокруг них
 




Главная страница

Консалтинг

Программы обучения

Статьи и обзоры

Полезные схемы

Бизнес-шпаргалки

Словари

Полезные ссылки и подборки

Форум

Гостевая книга

Мой блог в ЖЖ





Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Besucherzahler singles
счетчик посещений





Методы и модели сегментирования рынка


На сайте M-arket
читайте также:


Сегментирование рынка
Cтатьи и обзоры
Бизнес-шпаргалки
Подборки материалов по темам и ссылки на полезные сайты


Сегментирование по вовлеченности (Модель Волковой)

Вовлеченность в покупку — один из наиболее важных факторов, влияющих на то, будет ли ваш товар куплен данным покупателем, а если будет, то когда, будет ли он совершать повторную покупку и т.д. Более того, для покупателей разных сегментов, выделяемых по принципу вовлеченности, нужно проводить совершенно разные маркетинговые мероприятия.

Для того, чтобы провести сегментирование по этому признаку, я придумала модель, позволяющую распределить всех потенциальных потребителей по 5 сегментам (рис. 1).

Сегментирование по вовлеченности
Рис. 1. Сегментирование потребителей по вовлеченности в покупку

Чем ближе к центру круга, тем выше вовлеченность в покупку. Так, в сегменте А покупателей очень мало, зато они почти наверняка купят ваш товар. По мере продвижения к краю круга, количество покупателей увеличивается, зато их заинтересованность в товаре падет, поэтому покупатель из сегмента Д может купить ваш товар только при совпадении множества обстоятельств: товар/марка "на слуху", товар оказался в магазине в нужный момент и по приемлемой цене, до самого момента оплаты товара покупатель не слишком уверен, что он его вообще возьмет. Краткая характеристика каждого сегмента дана в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика сегментов

А Б В Г Д
Количество покупателей
Невелико и ограничено Невелико, со временем медленно расширяется Довольно много, но не организовано Много Очень много (практически все)
Вовлеченность в покупку Очень сильная Сильная Существенное Незначительная Слабая, случайная
Мероприятия по продвижению товара на рынке В2С
Лаконичная информация, WOM
PR, информационные бюлетени, WOM Информативные рекламные сообщения, PR, WOM Активная реклама, создание моды, стимулирование сбыта Имиджевая и напоминающая реклама, преставленность в магазинах, стимулирование сбыта
Мероприятия по продвижению товара на рынке В2В Информационное сообщение в отраслевых СМИ Информация в отраслевых СМИ, прямые продажи Информация в отраслевых СМИ, выставки, прямые продажи Разъясняющая информация и реклама в отраслевых СМИ, выставки, каталоги, прямые продажи PR-статьи и реклама в отраслевых СМИ, выставки

Естественно, это лишь очень общие рекомендации, поскольку каждая фирма избирает свои пути к сердцу покупателя: так, в зависимости от выбранного канала (Pull-Push), производители косметики могут продвигать свою продукцию с помощью сетевого (многоуровневого) маркетинга, а могут — с помощью агрессивной рекламы. Да и сами рынки весьма различаются: чтобы продвигать токарные станки и прокатные станы — нужны совершенно разные исследовательские и маркетинговые усилия.

Очень важным в этой модели является выбор фирмой своего "круга". Так, анализируя конкуренцию, не стоит слишком полагаться лишь на отрасль ("мы продаем нижнее белье") или территориальное размещение ("мы торгуем в Пензе"): фирмы, обслуживающие сегмент "А", редко бывают конкурентами тех, кто имеет дело с сегментом "Д": качество, цены, способ и места продаж для этих сегментов обычно весьма разнятся.


Матрица Абеля (принцип выбора сегмента)

Матрица Абеля позволяет выбрать сегмент, на котором фирме лучше сконцентрироваться. Выбор сегмента производится по трем ключевым составляющим:

  • Функции товара (потребности) — какие потребности удовлетворяют товары фирмы
  • Потребители — каких потребителей удовлетворяет этот товар
  • Технология — какие возможности есть у предприятия, чтобы производить и совершенствовать товар

Графически их можно представить так, как показано на рис.2:

Сегментная матрица Абеля
Рис. 2. Матрица Абеля

Впрочем, изобразить ее можно не только в виде рисунка, но и в табличном виде (таблица 3)

Таблица 3. Пример заполнения матрицы Абеля
Функции товара Потребители Технологии
Интеллектуальный отдых (концерт) Зрители Концертная организация
Пассивный отдых (отель) Постояльцы Гостиничное хозяйство
Активный отдых (спортзал) Спортсмены Спортивная организация

Источник: Завгородняя А. А., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб.: Питер, 2002, — С.218-219.


Сегментационная мясорубка

Предположим, вы выпускаете два товара с примерно одинаковыми свойствами. Стоит ли вам ориентировать их на разные сегменты потребителей или вам следует продавать их одним и тем же клиентам ("при наличии выбора, может быть они купят хоть что-нибудь?")? Конкурируют ли эти товары между собой или они являются субститутами с ярко выраженными отличиями?

Ответив на эти вопросы, вы получаете возможность более эффективно продвигать свои товары, избрав для них единую или различные маркетинговые стратегии. А чтобы не ломать голову слишком долго и не полагаться лишь на собственные выводы, можно воспользоваться оригинальным вопросником "Сегментационная мясорубка" (таблица 4):

Таблица 4. Сегментационная мясорубка (сравнение двух товаров нашей фирмы)

Ответьте на вопросы, проставив во второй графе соответствующий знак: «да» (+) или «нет» (–) Баллы
+/–
1. Конкуренты двух товаров одни и те же? 30
2. Относительные доли рынка нашей фирмы и конкурентов примерно одинаковы для двух товаров 50
3. Покупатели для двух товаров одни и те же? 20
4. Основные критерии при покупке обоих товаров одни и те же? 30
5. Два товара являются заменителями друг друга? 10
6. Цены на оба товара примерно одинаковы? 20
7. Доходность обоих товаров примерно одинакова? 40
8. Капиталоемкость (потребность в капитале на рубль продаж) для двух товаров примерно одинакова? 10
9. Структура цен двух товаров примерно одинакова (доля затрат на сырье, производство, сбыт, маркетинг)? 10
10. Затраты на производство и управление двух товаров примерно одинаковы? 30
11. Большинство конкурентов легко преодолеют барьеры (в логистике, организационные, технологические) между двумя товарами? 20
12. Невозможно добиться экономического преимущества при специализации на одном товаре (за счет более низких издержек или более высокой цены) 30
Сложите полученные баллы, учитывая знак:

Источник: Кох Р. Стратегия: как создавать и использовать эффективную стратегию. — СПб.: Питер, 2003. — С. 47.

Ну а дальше все просто:

  • Если сумма — отрицательное число, значит следует разделить два товара как независимые бизнес–сегменты и разрабатывать стратегию для них отдельно.
  • Если сумма — положительное число, то эти два товара входят в один бизнес–сегмент и можно разрабатывать для них общую стратегию.
  • Если сумма близка к 0 — возможны варианты, следует подумать, не стоит ли дифференцировать эти товары, чтобы они стали более выраженными (т.е. сблизить или развести их для достижения синергии).

Источник: Волкова Л. Методы и модели сегментирования рынка // http://m-arket.narod.ru/S_OM/segment_model.html



На сайте M-arket
читайте также:


Сегментирование рынка
Cтатьи и обзоры
Бизнес-шпаргалки
Подборки материалов по темам и ссылки на полезные сайты



Страница создана 7 мая 2009 г. 




Сегодня

website clock часы на сайт

Бизнес-бестселлеры.
Вы их уже прочитали?




На сайте M-arket
смотрите также:


Сегментирование рынка
Cтатьи и обзоры
Бизнес-шпаргалки
Подборки материалов по темам и ссылки на полезные сайты


© 2009, Лолита Волкова


Найти: на m-arket.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

BOOKLAND.RU - система поиска книг



Hosted by uCoz