Главная страница

Консалтинг

Программы обучения

Статьи

Полезные схемы

Бизнес-шпаргалки

Словари

Полезные ссылки и подборки

Форум

Гостевая книга

Мой блог в ЖЖ





Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Besucherzahler singles
счетчик посещений





Специфика программ обучения управленческих кадров

Волкова Л.А., к.э.н, доцент, ИПК СПбГИЭУ
Статья опубликована в сб.:
Бизнес и общество: Материалы V международной научно-практической конференции (20-22 января 2009 г.). — СПб.: БГЭУ, СПбГУ, 2009. — С.8-11.

При копировании материалов сайта ссылка обязательна!

Вы можете ссылаться на этот сайт:
Волкова Л. Маркетинг, менеджмент и все, что вокруг них // http://m-arket.narod.ru/

или на эту страничку:
Волкова Л. Маркетинг-микс // http://m-arket.narod.ru/ST_EduManager.html



Деловая среда современного бизнеса постоянно изменяется, поэтому менеджер должен постоянно учиться. В зависимости от специфики деятельности, отрасли, географического охвата, социальной роли и других особенностей работы организации, управленческие кадры нуждаются в различных видах новой и обобщающей информации. Определяющими в процессе повышения квалификации являются факторы, которые можно обобщенно разделить на сущностные и регламентирующие.

К сущностным факторам можно отнести:

  • содержание программы;
  • ее отраслевая, и функциональная (по должностям и уровням компетенции) направленность;
  • личность проводника информации (уровень профессиональной и специфической подготовки преподавателя / тренера / модератора).

К регламентирующим факторам относятся:

  • длительность программы;
  • расписание (дни и время занятий);
  • форма занятий.

Все эти факторы необходимо тщательно прорабатывать, учитывая, что процесс предварительной подготовки весьма существенно различается для различных видов обучения. Основными видами являются открытые и закрытые программы: первые подразумевают, что на них могут повышать квалификацию сотрудники различных организаций (порой – даже различных отраслей), вторые составляются для конкретной организации.

Кроме того, программы могут классифицироваться по степени унификации:

  • унифицированные программы — как правило, они составляются на основе стандартов, разрабатываемых министерством образования РФ, а также учебными или отраслевыми центрами. В отдельных случаях унифицированными могут считаться авторские программы по отдельным дисциплинам или кругу дисциплин, хорошо проработанные методически и многократно апробированные;
  • программы учебных центров обычно формируются на основе унифицированных и авторских программ, скорректированных под текущие цели и задачи. Так, обучение навыкам общения может включать психологические семинары, актерское мастерство и тренинг по подготовке и проведению презентации, а может ограничиться одним из этих видов обучения;
  • авторские программы изначально составляются ключевым проводником (преподавателем) и могут включать изучение одной или целого комплекса дисциплин. Количество и подбор преподавателей на этих программах обычно ограничен. В случае, если автор программы имеет учеников, то последние могут впоследствии проводить занятия по данной методике с указанием ее автора, что положительно воспринимается потребителем, который больше доверяет хорошо отработанным (брендовым) программам;
  • разовые программы минимально унифицированы, разрабатываются для решения конкретных задач (например, «расширение взаимодействия отделов сбыта и маркетинга в компании А») или в определенных обстоятельствах (например, «методы сокращения издержек в условиях экономического кризиса»). Закрытые программы, проводимые сторонними обучающими организациями зачастую сопровождаются консалтинговым обслуживанием, тогда как открытые строятся на основе исследования потребностей потребителей в той или иной тематике и имеющегося у обучающей стороны неких навыков, опыта, индивидуальных наработок и т.д.

Поскольку любые обучающие программы относятся к нематериальным услугам, большую роль в восприятии и пролонгировании результатов обучения являются так называемые «материальные свидетельства оказания услуги». К наиболее эффективным из них традиционно относят разнообразные раздаточные материалы: книги, брошюры, тексты лекций, дополнительные учебные материалы, схемы, таблицы, кейсы, задачи и другой иллюстративный материал. Однако при обучении управленческих кадров еще большую значимость могут представлять уникальные прикладные материалы, разработанные лично участниками программы. Поэтому роль преподавателя даже на традиционных формах занятий должна измениться. Так, слушатели программы с удовольствием решают кейсы, но гораздо больше ценят занятия, на которых смогли составить собственные программы для своих фирм. Замечу, что даже на закрытых программах этот метод используется преподавателями далеко не всегда, а на открытых — почти никогда. Между тем, внедрение в практику обучения таких приемов дает гораздо больший эффект.

Методически эта задача решается не очень сложно. Рассмотрим один из таких вариантов.

Каждому слушателю, к примеру, открытой программы, на основе стандартизированной схемы «Воронка продаж» (см. Рис.) предлагается проанализировать свое предприятие и оценить с помощью шкалы Лайкерта каждый из восьми этапов по двум показателям: много ли уделяется внимания этому этапу и насколько этот этап важен для привлечения и удержания покупателя (с учетом отрасли и специфики деятельности фирмы).

Маркетинг-сбыту в воронке продаж
Рис. Воронка продаж

Все данные заносятся в таблицу. Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы слушатель смог выявить слабые места в деятельности своей организации по вопросу клиентоориентированности. Уже через пару минут после заполнения таблицы многие слушатели начинают продумывать мероприятия, которые нужно провести в фирме для улучшения результатов деятельности. В качестве «домашнего задания» можно предложить им проанкетировать по этой же методике сотрудников, а также нескольких клиентов фирмы. Результаты таких опросов показывают, насколько видение данной проблемы различается и среди работников фирмы, и между фирмой и клиентами. Такой экспресс-анализ окажется не просто «интересным», но и полезным. Использование таких приемов активизации прикладных знаний возможно при чтении самых разных управленческих дисциплин — экономической теории, маркетинга, психологии, менеджмента, финансов и т.д.




Страница создана 14 февраля 2009 г. 




Сегодня

website clock часы на сайт

А это вы не пропустили?

Самые продаваемые книги


Другие статьи:


Новый товар: механизм успеха в гнусные времена



© 2009, Лолита Волкова


Найти: на m-arket.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

BOOKLAND.RU - система поиска книг



Hosted by uCoz